В интервью агентству WhatWood генеральный директор ЛХК «Алтайлес» Иван Ключников рассказал о приоритетных проектах холдинга, а также поделился своим видением перспективных и прибыльных направлений лесного комплекса.
– Как вы считаете, насколько изменилось состояние лесопромышленного комплекса в России за последние пять лет? С чем это связано?
– Последние несколько лет ежегодно наблюдался рост лесопромышленного комплекса. Основная причина тому – девальвация рубля. Обвал рубля сформировал, с одной стороны, привлекательность продукции российского леспрома на зарубежных рынках, а с другой стороны, увеличил доходность предприятий отрасли. В наибольшей степени выиграли компании, успевшие инвестировать в индустрию до девальвации российской валюты.
– Среди партнеров ЛХК «Алтайлес» крупные компании Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Афганистана, Азербайджана, Ирана и т.д. Расскажите, каковы особенности работы на азиатском рынке?
– Азиатский рынок – традиционный для нас. Работа на нем обусловлена географическим расположением наших производств, следовательно, выгодной логистикой. К преимуществам азиатского рынка можно отнести постоянный спрос на продукцию из древесины. В то же время мы должны учитывать высокую волатильность рынка, из-за чего возникают сложности в планировании объема продаж. Это, пожалуй, главный недостаток.
– В какой стране рынок сбыта наиболее прибылен для вашей компании? Почему?
– Нельзя сказать, что есть только один прибыльный рынок. Маржинальность по направлениям меняется. Мы стремимся осваивать не только азиатский, но и европейский рынок – там тоже есть спрос на нашу продукцию. Например, биотопливо – это продукция, востребованная в Болгарии, Дании, Италии и одновременно в Корее, Японии.
– На каком рынке выстроить долгосрочные отношения с партнерами у вас получается легче и быстрее? Почему?
– Легче получается выстраивать отношения на азиатском рынке. Это объясняется логистикой – наши производства расположены всего в 200 км от границы с Азией. В Азии, например, культура использования продукции из древесины гораздо выше, чем в нашей стране. В то же время нам интересно увеличивать поставки нашей продукции и на отечественный рынок, но работать в России гораздо сложнее. Тем не менее, мы хотим, чтобы жители России, где находятся большие запасы древесины, отдавали предпочтение экологичным материалам, поэтому мы постоянно инвестируем в модернизацию существующих производств и строим новые заводы, где устанавливаем современное высокотехнологичное оборудование и контролируем качество древесины на каждом этапе ее обработки.
– В 2019 г. какое направление глубокой переработки древесины для вашей компании станет приоритетным?
– В этом году мы погружены в запуск Павловского ДОКа и выпуск древесноволокнистых плит средней (MDF) и высокой плотности (HDF). Это качественно новый этап работы для компании, подтверждение того, что мы заинтересованы в неистощительном и устойчивом лесопользовании. Создание в России производств по переработке низкосортной древесины – это необходимость. Иного не дано, если мы хотим комплексно использовать древесину.
Другие направления также не теряют своей актуальности. Например, новое направление для нашей компании – производство биотоплива – показало высокую эффективность. В 2018 г. мы запустили завод по изготовлению древесных пеллет и второй цех по выпуску брикетов. С точки зрения продаж, биотопливо – это значимая для нас сфера. Уже сейчас производственные мощности по топливным гранулам и брикетам измеряются десятками тысяч тонн в год.
Еще одно перспективное направление – домостроение. Тренд на экологичное жилье определил рост продаж, а значит, и увеличение объемов производства клееного бруса.
Екатерина Матюшенкова
Полную версию интервью читайте в Russian Timber Journal 05-2019