Речь идёт о Проекте постановления Правительства РФ «Об определении железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403», который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения.
Проектом предусмотрены две станции пограничного ж/д перехода для экспорта круглых лесоматериалов: ст. Люття (российско-финляндская граница) и ст. Хасан (российско-китайская граница).
Данный законопроект вызвал озадаченность у АО «ГК «Вологодские лесопромышленники». В компании указывают на то, что ст. Люття — это единственный на Северо-Западе России ж/д пункт пропуска, который расположен за пределами сложившихся оптимальных маршрутов экспорта круглого леса. Тем самым увеличивается плечо перевозок со всех направлений вологодских экспортеров до потребителей в среднем на 2500 км (в 2,1 раза), в том числе по территории РФ на 1750 км, по территории Финляндии на 750 км, что сделает перевозки экономически не целесообразными. Также законопроект не предусматривает наличие пунктов пропуска при поставке березовых балансов водным транспортом, несмотря на то, что ряд предприятий размещены у водных путей (Волго-Балтийский водный путь), где железнодорожная инфраструктура отсутствует.
Как отмечают в АО «ГК «Вологодские лесопромышленники», данный Проект направлен на фактическое прекращение экспортных поставок балансов березовых. При этом, ежегодно из Европейской части России в направлении европейских потребителей экспортируется более 4 млн. м³ берёзовых балансов, которые не востребованы на внутреннем рынке.
«Данный Проект Постановления правительства РФ необратимо приведёт к значительному снижению заготовки круглых лесоматериалов в целом, — считает генеральный директор ГК «Вологодские лесопромышленники» Андрей Коноплёв. — Снизятся объемы освоения участков лесного фонда с преобладающим содержанием лиственной древесины, что сократит ресурсы березового фанерного кряжа, а также в связи с общим снижением заготовки снизит ресурсы пиловочника хвойных пород и всех других сортиментов, которые естественным образом совместно заготавливаются в смешанных эксплуатационных лесах. Так, по экспертным оценкам снижение объемов заготовки в Вологодской обл. может составить порядка 2.5 млн м³ (15% от общего объема заготовки), из них 0,8 млн м³ – березовый фанерный кряж. В Северо-Западном ФО объем заготовки может сократиться до 7,0 млн м³, из до 2,3 млн м³ – березовый фанерный кряж и до 1,5 млн м³ хвойный пиловочник. Негативное воздействие испытают ж/д и водные перевозчики, различные предприятия малого и среднего бизнеса, оказывающие логистические услуги для лесопромышленных предприятий.
Таким образом, последствия принятия данного Проекта затронут всех участников лесной отрасли и их партнёров: лесозаготовителей, переработчиков древесины, строителей, железнодорожных операторов, ОАО «РЖД», водных перевозчиков, производителей и поставщиков лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования, материалов и инструмента, предприятия других отраслей».