Лидеры лесной отрасли продолжают публиковать годовые отчеты.
Продажи Metsä Group в 2012 г. составили €5 млрд, по сравнению с €5,35 млрд годом ранее. Выручка снизилась из-за продажи и реструктурирования некоторых мощностей, однако эти меры позволили группе увеличить операционную прибыль до €252 млн. На прибыльность компании заметно повлияло снижение цен на целлюлозу и офисную бумагу.
Падение потребления бумаги отразилось на финансовых показателях другого финского гиганта – Stora Enso. Спрос на газетную, журнальную, офсетную и офисную бумагу в Европе в прошлом году упал серьезнее, чем ожидалось, сообщает компания в отчете. В частности, рынок газетной и журнальной бумаги потерял около 9%. Операционная прибыль Stora Enso в 2012 г. упала до €618 млн, продажи сократились на 1,4% в годовом исчислении до €10,8 млрд.
«Потребительский спрос на бумагу в Европе продолжил снижение и в четвертом квартале – это плохая новость. […] На цены также неблагоприятно повлияла несбалансированность спроса и предложения», – отмечает в годовом отчете глава компании Йоуко Карвинен.
Все это вынуждает финскую компанию последовать примеру коллег и закрыть во втором квартале 2013 г. две газетные фабрики в Швеции, которые в общей сложности производят 3,4% европейской газетной бумаги. Кроме того, концерн намерен упростить структуру продаж и логистики в сегменте бумаг для печати и письма. Сокращения затронут до 600 работников.
Ранее мы сообщали о том, что последняя газетная фабрика закрывается в Италии.
Тем временем, немецкий журнал EUWID отмечает высокую активность на рынке целлюлозы в январе. Это уже позволило повысить цены, впрочем, не всем компаниям удалось добиться запланированного повышения на $20-30 за тонну – пока что беленая хвойная крафт-целлюлоза подорожала в среднем на $10.
Игра от обороны
Продажи древесной продукции в Германии, по данным отраслевой ассоциации, выросли в прошлом году на 1,5% до отметки в €11 млрд, причем рост произошел не только за счет ремонтной активности, но и за счет ввода новых домов. Спрос на внутреннем рынке был выше экспортного, особенно низкими оказались продажи на экспорт в страны Южной Европы, охваченные кризисом.
Финские лесопромышленные компании планируют в этом году инвестировать в производство около €435 млн. Это на 12% ниже прошлогоднего показателя, причем 53% средств будет направлено на рационализацию производства, 35% – на обновление оборудования на существующих предприятиях и только 7% – на новые мощности (годом ранее этот показатель составлял 27%). Финская федерация лесопромышленных предприятий (FFIF) предполагает, что компании не планируют масштабных инвестиций из-за того, что спрос на продукцию в отрасли так и не начал расти.
О финансовых результатах года объявили также деревообрабатывающие ассоциации Германии и Италии.
В Италии продажи лесопромышленного оборудования снизились на 9,8% до €1,55 млрд. На внутреннем рынке оборот упал на 15% до €358 млн, на экспорт итальянские компании продали на 8% меньше в годовом исчислении – €1,175 млрд. Впрочем, снизился и импорт оборудования в Италию немецкими и китайскими конкурентами.
Немецкие компании сумели сохранить производство приблизительно на уровне 2011 г. – €2,5 млрд. В секторе плитного оборудования произошел небольшой рост, сегмент мебельного и лесопильного оборудования остался неизменным в годовом исчислении. Экспорт упал на 2,4% до €1,5 млрд, однако это компенсировалось ростом на внутреннем рынке. Продажи одной из крупнейших компаний сектора, Dieffenbacher, выросли до €400 млн. Это немного ниже запланированных €425 млн, но заметно выше результатов 2011 (€350 млн) и 2010 г. (€330 млн).
Жилищный сектор в США продолжает расти, однако, по мнению экономиста Ассоциации жилищного домостроения Роберта Денка, этому росту мешают строгая ипотечно-кредитная политика, сложности с получением разрешений на строительство и неясность перспектив экономической политики страны из-за жарких дебатов республиканцев и демократов по этому вопросу.
Спрос на ДСП, MDF и HDF в Штатах также остается стабильным и постепенно выравнивается с предложением, хотя к декабрю произошло небольшое и, по мнению компаний, недолгое снижение.