За последние семь лет объем выпуска российской фанеры постоянно увеличивался. Отечественные предприятия расширяют производственные мощности. С ростом объемов изготовления продукции у заводов возрастает потребность в фанерном сырье. Однако уже сейчас с поставкой березового фанкряжа в срок возникают сложности.
На рынке фанерного кряжа наблюдается высокая конкуренция. Старший консультант компании «Индуфор» Василиса Ханнинен считает, что в ближайшее время ситуация с сырьем не станет лучше. За последние пять лет стоимость фанкряжа увеличилась вдвое. Поставщики уже продают на комбинаты фанкряж от 3 тыс. руб./м3 и выше. В то же время многие фанерные предприятия конкурируют друг с другом за древесину, так как пересекаются их регионы обеспечения сырьем.
С каждым годом снижается качество породного состава древесины и ее сортность. По причине того, что не все лесозаготовительные компании после рубки леса занимаются его восстановлением. Время настолько упущено, что даже если в нашей стране уйдут от экстенсивного лесопользования, и всю рубку станут проводить по интенсивной модели, то результаты появятся спустя 20 лет. Кроме того, нельзя забывать, что фанерные комбинаты, которые берут в аренду лесные участки, часто не знают, какие объемы и породы древесины смогут заготовить, потому что пока в нашей стране не ведется постоянный учет срубленных и растущих деревьев. Яркий пример – это ситуация на северо-западе нашей страны, где в заявленных документах таксационные данные о лесных участках сильно отличаются от реальных показателей.
Компании неохотно вкладывают финансы в развитие инфраструктуры, потому что средний срок окупаемости инвестиций пять лет. И сейчас заготовитель вынужден преодолевать большие расстояния, чтобы вырубить и привести сырье потребителю. В среднем удаленность от места заготовки до комбината 600 км. Возникают ситуации, когда по причине удаленности лесных участков приходится везти кряж за одну тысячу километров. В настоящий момент с каждым годом для заготовки качественной древесины возрастает «плечо доставки», а на долю логистических затрат приходится 50 % от общей стоимости сырья. Однако при повышении затрат на перевозку, транспортные компании не получают маржу. Главная причина увеличения цен на сырье – отсутствие отлаженного процесса в цепочке поставок древесины.
По оценкам «Индуфор», в России за последние семь лет объем выпуска фанеры увеличился на 1 млн м3 (CAGR – 5%[1]): с 2010 года объем производства березовой фанеры вырос с 2,4 млн м3 до 3,4 млн м3. Главные причины роста объемов выпуска фанеры – расширение и модернизация производств на имеющихся заводах, строительство новых предприятий. В настоящий момент официально объявлено более 10 проектов по производству фанеры[2]. Если же все они реализуются, то внутренняя потребность в кряже дополнительно увеличится на 30% или на 3 млн м3.
Не остановится рост производственных мощностей и в мировом масштабе. Объем мирового рынка березовой фанеры продолжит ежегодно увеличиваться на 2% и к 2030 году составит 6 млн м3 фанеры. В Финляндии, в Прибалтике ресурс березовой древесины почти исчерпан и открытие новых предприятий не ожидается, потому что это невыгодно: существует высокая конкуренция за сырье, а его стоимость постоянно повышается. Поэтому большая часть удовлетворение роста мирового производства придется на российские предприятия, что и в будущем также увеличит в России потребность в фанерном кряже.
[1] CAGR – compound annual growth rate, совокупный среднегодовой темп роста, если CAGR равен 5 %, это означает, что каждый год объем производства увеличивается на 5 %, по сравнению с предыдущим годом.
[2] По данным агентства Whatwood, в России на конец 2017 года установленные мощности фанерных заводов составляли 4,4 млн м3/год, загрузка – 85 %.