Результаты экономического роста в России оказываются хуже прогнозов и Минэкономразвития, и ЦБ. Оценки квартальных темпов прироста ВВП предполагают рост показателя по итогам 2019 г. вблизи нижней границы интервала прогноза Банка России в 1,0-1,5%. Хотя Минэкономразвития еще в апреле 2019 г. прогнозировал, что экономика России вырастет в 2019 г. на 1,3%. Рост по-прежнему сдерживается временными факторами как внешнего, так и внутреннего характера. Краткосрочные негативные факторы, среди которых – потеря динамизма в росте мировой экономики, повышение НДС, временное уменьшение бюджетных расходов в реальном выражении и ускорение инфляции, удержали рост ниже потенциала в 1 пол. 2019 г. Корпоративное и розничное кредитование поддерживают спрос в экономике.
2018 г. стал пиковым для макроэкономического цикла в мировой лесной индустрии и, соответственно, российские лесопромышленники не могли не ощутить этот эффект. Спрос на практически все виды лесной продукции в рамках глобального рынка был растущим и в объемах, и в ценах. Такая ситуация сохранялась большую часть года, однако с конца 3-начала 4 кв. 2018 г. ситуация начала ухудшаться вслед за снижением темпов роста мировой экономики и, в частности, Китая. С негативной ценовой динамикой на мировых рынках столкнулись и многие все российские производители лесной продукции. Цены на пиломатериалы за последний год упали в среднем на 20%, ДСП и OSB – на 10%, целлюлозу – 20%. Однако глобально лесопромышленников снова вытянул Китай, который в 2018 г. сформировал 36% всей валютной экспортной выручки отечественного ЛПК.
Фундаментальным фактором, оказавшим стабилизирующую роль для рынка, стало сохранение нисходящего ценового тренда на лесосырье при большом образовавшемся объеме. Объем заготовки древесины в 2018 г. вырос на 12% до 239 млн м3 – это максимальный объем современной России. По сравнению с 2017 г. потребителям древесины был предложен значительный дополнительный объем лесосырья – 27 млн м3. Такой результат Рослесхоз связывает с тем, что бизнес выходит из тени в результате комплекса мер принятых против незаконной заготовки и оборота древесины. Погодные условия благоприятствовали лесозаготовке и вывозке лесосырья в 2018 г. в большинстве субъектов, что также способствовало увеличению предложения лесосырья на рынке.
Очевидно, что еще остался в тени значительный объем «серого рынка» лесосырья, но рост совпал с рыночной конъюнктурой: правительство ввело квоты на экспорт круглых лесоматериалов дальневосточных пород (а с января 2019 г. – еще и на березовый фанкряж). Возникает вопрос, как был переработан этот дополнительный объем и был ли. Экспорт круглых лесоматериалов «не вытянул» дополнительный заготовленный объем древесины. В 2018 г. 8% всех заготовленных круглых лесоматериалов было экспортировано на внешние рынки, а 220 млн м3 было направлено на отечественный рынок. Примечательно, что хотя доля экспорта от заготовки снижается, но в объемном выражении экспорт не меняется уже 10 лет и закрепился на уровне 19-20 млн м3.
Домашнее потребление также «не переварило» дополнительно заготовленное сырье: значительного увеличения выпуска продукции, в котором используется древесное сырье, в 2018 г. не наблюдалось. В пересчете на эквивалент круглого леса, объем потребления сырья для производства древесных плит вырос на 2,5 млн м3, пиломатериалов 3,5 млн м3, целлюлозы на 1 млн м3, прочих продуктов и древесной энергетики на 2 млн м3. Получается, что сырье осталось на рынке: верхних, зимних, промежуточных складах и осталось не вывезенным из лесных участков.
В 2018 г. произошло еще одно событие, которое должно, казалось бы, стать знаковым для лесного сектора экономики России. Правительство наконец-то утвердило вымученную «Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.» (Распоряжение от 20 сентября 2018 г. № 1989-р). Однако сама подготовка Стратегии-2030 наделали больший общественный резонанс внутри лесного сообщества, чем реальная практическая польза от готового документа. Стратегия-2030 вышла уже старой: с отраслевыми показателями за 2015-2016 гг, а ежегодное обновление в открытом доступе не публикуется. Поэтому, например, реальному лесному бизнесу эта стратегия особо не нужна из-за отсутствия каких-либо ориентиров и «намеков» со стороны государства в каком направлении двигаться в ближайшие 10-12 лет. Иначе не было бы диаметрально противоположных заявлений со стороны представителей власти о моратории на экспорт круглых лесоматериалов, а потом о недопустимости таких действий.
Такой «бэкграунд» формировал повестку рынков ЛПК в 2018 — 1 пол. 2019 гг.
—
Аналитический обзор «Лесной комплекс России в 2018-2019 гг» — содержит 170 страниц и включает подробный анализ состояния сегментов лесного сектора экономики России и анализ основных тенденций; изменение ключевых показателей работы отрасли (динамика объема производства, потребления, импорта, экспорта, цен в разрезе регионов и предприятий), а также комментарии участников рынка.
— Анализ состояния российской экономики и влияния его на лесное хозяйство и лесную промышленность России;
— Анализ основных изменений в лесном законодательстве России;
— Анализ годовой динамики основных показателей рынка лесной продукции (производства, импорта, экспорта, цен);
— Анализ изменения мощностей предприятий — производителей лесной продукции;
— Принятые и введенные приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов;
— Основные тенденции развития ЛПК;
— Сегментация российского производства в натуральном выражении по следующим видам продукции: круглые лесоматериалы, пиломатериалы, древесные плиты (ДСП, OSB, ДВП, MDF/HDF, фанера), целлюлоза, бумага, картон, пеллеты. Динамика в разрезе производителей, стран, регионов;
— Обзор крупнейших производителей лесной продукции, динамика изменения (производство, экспорт, импорт);
— Ключевые события лесного комплекса России.
Оформить подписку на Аналитический обзор «Лесной комплекс России в 2018-2019 гг».