Внутренний рынок России содержит огромный потенциал для развития ЦБП, об этом заявил в интервью «Российским лесным вестям» руководитель аналитического отдела РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. Речь идет о потребительских товарах с высокой добавленной стоимостью, таких, как санитарно-гигиеническая продукция, упаковка, обои, которые внутри страны до недавнего времени могли конкурировать с импортными аналогами благодаря заградительным таможенным пошлинам. После вступления России в ВТО происходит снижение пошлин, что не может не отражаться на отечественных производителях.
Крупные компании держатся на внутреннем рынке даже после вступления в ВТО. «Как правило, эти компании входят в международные корпорации, которые вкладывают в модернизацию значительные средства, имеют гигантский опыт работы на разных рынках, не новички в конкурентной борьбе, способны быстро диверсифицировать производство с учетом российских реалий. Другое дело – небольшие предприятия с морально устаревшим и физически изношенным оборудованием. Надо сказать, что таких производств по стране довольно много», — отметил Лахтиков.
«По ряду видов высококачественной продукции мы в несколько раз отстаем от Европы и в 1,5 раза от среднемирового уровня. По уровню потребления на душу населения качественной продукции ЦБП Россию можно сравнить с Бразилией и другими развивающимися странами южноамериканского континента. Другими словами, потенциал российского рынка огромен», — заключил аналитик.
Для создания новых мощностей, по мнению Лахтикова, более всего подходит Урал. Этот регион достаточно удален от европейских рынков, что дает конкурентные преимущества российским компаниям перед европейскими за счет транспортной составляющей: «не случайно в последнее время именно на Урале происходит заметное оживление производства современной целлюлозно-бумажной продукции».
Примером государственной поддержки, которая пошла бы всем на пользу, Лахтиков считает проекты по развитию транспортной лесной инфраструктуры. «Несмотря на то, что бизнес уже, наверное, лет десять уговаривает государство обратить внимание на лесные дороги, ничего не меняется. Я уже не говорю о наболевшей теме лесоустройства или грабительских банковских кредитов. (…) Государству давно пора обратить свой взор на отраслевую науку, которая находится в полном загоне, — отмечает Лахтиков. — Я не могу понять, почему мы не используем мировой опыт, а увлекаемся созданием новых стратегий, которые заведомо невыполнимы и далеки от реальности. Такое ощущение, что в органах управления сидят временные люди, у которых просто нет желания сделать что-то полезное для отрасли».