18 июня 2019 г. в Москве в рамках деловой программы российской выставки упаковочных решений «Росупак» прошла конференция «Упаковка сегодня и завтра: что изменится под воздействием глобальных и локальных трендов?». Агентство WhatWood приводит основные тезисы конференции.
Возможности современной отрасли упаковочных решений вкупе с эффективными технологиями делают возможным значительно увеличить защищенность продукции, продлить сроки хранения, выделить продукцию на товарной полке, обеспечить транспортировку и удобство выкладки в ритейле, сделать персонифицированный дизайн. Интерес к инновациям в упаковке огромный у всех потребляющих отраслей: от пищевой промышленности до машиностроения.
На конференции рассмотрели и обсудили основные тренды, определяющие развитие упаковки из бумаги и картона в мире: развитие цифровых технологий, омниканальность, дискаунтеризацию, как ключевой канал в продовольственном ритейле, кастомизацию и персонализацию, экологию и устойчивое развитие. Безусловно, развитие рынка упаковочных решений в России идет в едином с глобальным рынком направлении. Конкуренция на рынке крайне высока, и производителям необходимо постоянно искать новые решения для привлечения внимания потребителей. В каком направлении будет прогрессировать сегмент упаковочных решений в России? Среди главных направлений эксперты называют: автоматизацию процесса упаковывания с возможностью одновременной упаковки в разные форматы, высокий уровень защиты от взлома, кражи, порчи и повреждений; подгонку по размеру вложения для e-commerce; привлекательный, персонализированный дизайн, влияющий на лояльность и пользовательский опыт; интеллектуальные функции, обеспечивающие идентификацию и прослеживаемость товара, в том числе и интернет-отправления.
Что должно измениться под воздействием глобальных и локальных трендов у производителей и потребителей упаковки? Должен сформироваться и устойчиво укрепиться подход к упаковке как материалу, который после использования обязательно перерабатывается и снова превращается в дружественный окружающей среде упаковочный продукт.
Упаковочная отрасль генерирует огромное количество отходов от использованной упаковки. Это создает порой почти непосильную нагрузку на экологию и ведет к неоправданно завышенному использованию имеющихся ресурсов. Назрели регуляторные меры для упаковочной индустрии. В первую очередь ограничения по использованию пластика. Пластик глубоко проник в упаковочную отрасль. Это дешевый и прочный материал, легкий и гибкий, привлекательный по цветовым и размерным решениям. Пластик редко перерабатывается и используется вторично. Использованная пластиковая упаковка выбрасывается индивидуальными и индустриальными потребителями, собираются и отправляются «разлагаться» на полигоны. Разложение пластика проходит с разной скоростью в зависимости от его состава. Быстрее всего разлагаются полиэтиленовые пакеты — около 100 лет в почве. Гораздо дольше разлагаются изделия из полипропилена и других видов пищевого и непищевого пластика. Срок их полного разложения в почве составляет не менее 500 лет. Срок разложения пластика в воде увеличивается во много раз и даже точно неизвестен. Полиэтиленовые пакеты, плавающие в воде, вызывают массовую гибель рыб и птиц. Кроме этого, во время разложения из пластика в окружающую среду выделяются токсические вещества, отравляющие почву и воду (стирол, формальдегид, фенол, хлорпрен, уретан и пр.). Назревает необходимость скорейшего запрета на использование пластика, который нельзя многократно переплавлять, дальнейшей разработки биоматериалов, которые быстро разлагаются в естественных условиях, отказа от использования пластика.
Отечественная ЦБП может уже сегодня предложить альтернативные пластику решения в сегменте индивидуальной и индустриальной упаковки. Так, например, Segezha Group имеет в своей продуктовой линейке весь необходимый ассортимент бумажных пакетов и мешков для ритейла, строительной, химической и пр. индустрии. Введение необходимых регуляторных инициатив на государственном уровне позволит отказаться от использования пластиковых мешков, пакетов, сумок.
И все же Россия уже находится на пути к циркулярной экономике. 32% всей генерируемой в стране макулатуры перерабатывается (в странах ЕС 72%), 80% всего объема гофроящиков (тип макулатуры МС 5Б) собирается и снова отправляется на переработку. Такой подход ведет к колоссальному сбережению лесных ресурсов и снижает экологическую нагрузку. Понятно, что нужно увеличивать собираемость макулатуры и не только в местах организованной торговли, но и у многоквартирных жилищных комплексов и пр.
Упаковочная индустрия получает сегодня много вызовов в борьбе за покупателя, за его выбор и верность, но главным все-таки остается ответственность за разумное и со смыслом использование имеющих в распоряжении человечества ресурсов.